?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Экспериментатор.jpg

Когда я училась во втором классе, наша учительница заболела. В первый день нам еще находили замену, а на второй день весь класс был предоставлен сам себе до тех пор, пока в классную комнату не зашла завуч. Она попросила навести порядок в шкафах и любые непонятные предметы нести ей с вопросом куда их деть. Как будущие (или уже настоящие) октябрята, мы честно стали разгребать шкафы. Кто-то нашел в шкафу презервативы, кто-то заколки-расчески, я вот нашла колготки. И все это честно было принесено завучу, которая, на сколько я помню, орала и поливала грязью нашу учительницу.
Я была уверена, что я делаю что-то хорошее (завуч же попросила) и была сильно удивлена, когда вышедшая на работу учительница плакала, кричала и стыдила весь класс за то, что позволили себе такое.
Это был мой первый опыт пребывания в роли "агента" (человека, который слепо следует инструкции авторитетной личности).
Дальше было много интересных опытов в моей жизни. Например, я отчаянно училась пить пиво и курить, будучи подростком. Пиво мне никогда не нравилось и на вкус казалось противным, но мне понадобилось лет 10, что бы признать, что оно мне не нравится и пить я его не могу - противно и горько. Совсем другой опыт вышел с сигаретами.
Далее был опыт воровства "за компанию", когда я работала в рекламном агентстве и стырила пол пакета брелоков, рекламирующих сигареты. Нужны ли мне были эти брелоки? Нет. Планировала ли я красть их? Нет. Но что-то со мной такое сделалось, что они вот прямо срочно мне стали нужны. Я в тот момент была "как все", хотя это не отменяет ответственности за мой личный выбор совершить такой поступок, за который я долго расплачивалась муками совести до тех пор, пока не присвоила себе урок, вынесенный из такого опыта.
Еще помню, в детском саду в моей группе был мальчик, который каждый день, когда уходила его мама, сидел у окна и плакал. А воспитательница проходила мимо него и говорила "ой, ой, нюни опять свои развел. Стыдно должно быть так мальчику себя вести!", от чего Митя (никогда в жизни не забуду имя и фамилию этого мальчика) плакал еще горче и тише. Мне все время хотелось к нему подойти и поплакать вместе, потому что я практиковала такие слезы каждый день, но только когда никто их не видит (во время каждого тихого часа, например), но со мной что-то внутри происходило - воспитательница все время стыдила этого мальчика, а я испытывала совершенно противоположные, теплые чувства, но авторитет воспитательницы не позволял мне доверять своим чувствам и во имя безопасности я посматривала украдкой на Митю, но к нему так ни разу и не подошла.
Много было в моей жизни таких историй. Да и сейчас такое происходит. Иду я, например, по какому-нибудь центральному проспекту, вижу - толпа кучкуется. Пройду ли я мимо? Скорее всего, если не тороплюсь, тоже встану и какое-то время простою, не понимая, интересно ли мне то, вокруг чего толпа собралась.
То есть терапия, начавшаяся 15 лет назад, не делает меня индивидуальностью, отдельной от коллектива личностью. Мне требуется какое-то время, что бы выйти из слияния.

Все вышесказанное - иллюстрация того, насколько мои представления о себе могут расходиться с реальностью. И эти истории я стала вспоминать после просмотра "Экспериментатора".

Особая ценность этой картины в том, что она целиком и полностью основана на реальных событиях. Более того, в ней есть фрагменты видеозаписей реальных экспериментов, наглядно демонстрирующих подверженность влиянию каждого из нас. Психика очень пластична и адаптивна. Никто не хотел массово убивать других людей из-за какой-то идеи. Но это было. Люди, которые были приверженцами идеи фашизма, после окончания войны обращались к психотерапевтам. И собственные действия часто комментировали примерно как "я и сам не понял как со мной такое произошло. Я сторонник гуманистических взглядов", а чаще "В произошедшем нет моей вины. Я всего лишь выполнял приказы/я лишь делал свою работу/таков закон" и пр. Как выясняется, мы не знаем на что мы на самом деле способны, пока не окажемся в определенных жестких условиях.

И единственный способ действительно выбирать, даже в ужасных ситуациях - это знать этот психический механизм того, как происходит подчинения воли. Пока человек еще не укоренился в этом паттерне, у него есть шанс выбирать. Однако после того, как он выбрал идентифицировать себя как лишь маленькая часть общества, которая выполняет возложенные на нее конкретные функции, за которые он отвечает, а за все остальное отвечает "председатель колхоза", "политики", "враги" и пр., то все, выход от туда к принятию своей реальной воли (читай, принятию ответственности за авторство своей жизни и выборов соответственно), уже найти не так-то просто.

Поэтому я в восторге от этого фильма и всячески его рекомендую. В общем, он сам по себе - достойная и живая иллюстрация того, чего обычно в сухой теории доводится изучать студентам-психологам.

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
sonikrom
Jan. 23rd, 2016 04:21 am (UTC)
Я уходила из нескольких групп, увольнялась с работы, как только начинала чувствовать, что атмосфера меня засасывает, что я начинаю делать то, за что внутренне себя осуждаю.
alyaeva
Jan. 23rd, 2016 03:42 pm (UTC)
Вот ровно об этом и фильм - каждый из нас, за очень редким исключением, абсолютно уверен, что его воля неподвластна никому другому. У нас есть представление о себе и о своей способности выбирать. Но преставление это исходит из того, что есть сейчас и что уже было в опыте.
Например, если у людей, принявших участие в военных действиях, спросить - стали бы они убивать других людей по чьему-то приказу, наверное, большинство ответило бы "нет". Однако, оказавшись в определенных условиях, эти же люди убивали других по приказу. Или из какой-то идеи, которая могла быть совершенно не их (о чем, собственно, говорит опыт фашистской Германии).
И мне очень понравилась концовка этого фильма, в которой внятно озвучен посыл о том, что признавая в себе подверженность влиянию, осознавая эти механизмы психики - вот только тогда возможно увеличить шансы на собственный (действительно собственный) выбор. И особенно важным мне это кажется в нынешние времена, когда сознанием масс манипулируют все кому не лень.
catantique
Jan. 23rd, 2016 12:01 pm (UTC)
>> мы не знаем на что мы на самом деле способны, пока не окажемся в определенных жестких условиях.

У Стивена Кинга есть отличная книга "Долгий путь". По-моему в ней есть фраза "счастлив тот, кто не знает, на что он способен" - она запала мне в душу, настолько она точная.

Мы часто (ну ладно, буду говорить за себя) - я часто говорю себе: ах этот (эта) сволочь, разве можно так поступать, вот я бы никогда... Но невозможно сказать заранее, как Я поведу себя, до тех пор пока я не окажусь ровно в такой же ситуации. И не только в связи с социумом, это может случиться и в одиночестве... Никто не знает своих границ, пока не подойдет к ним. :(
alyaeva
Jan. 23rd, 2016 04:19 pm (UTC)
Да.
А я все чаще вспоминаю исследования про то, кто выживает в экстремальных ситуациях. Выживают те, кто допускал, что он может оказаться в самолете, потерпевшем крушение или в котором начался пожар, кто допускал, что он может попасть в цунами и пр. Те, кто допускал такую вероятность имели возможность продумать что они будут делать в такой ситуации. Те же, кто был уверен, что уж с ним-то такого не может произойти (гордыня, короче), те впадали в ступор и погибали даже тогда, когда был шанс спастись.
Поэтому мне кажется важным допускать все что угодно в отношении себя и заранее расставлять себе "флажки" по которым можно сориентироваться куда в собственной психике засасывает (особенно это актуально когда есть травма и на что-то похожее психика реагирует как будто снова повторяется какой-то ад, а на самом деле это совсем другая, пусть чем-то и похожая история происходит).
Именно поэтому это кино мне кажется сейчас очень важным.
( 4 comments — Leave a comment )

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com