?

Log in

Previous Entry | Next Entry

О норме

Долго я носила в себе этот пост. С тех пор, как мое место жительство стало меняться от стране к стране, от города к городу, а это 4 последних года моей жизни. Пост о норме.

Свои перемены мест жительства я здесь упоминаю по той причине, что в каждой стране есть свое понятие о норме. Я раньше думала, что норма - это то, что принято всеми здоровыми людьми, но это оказалось совсем не так.
Например, в Чехии норма - это обустраивать свою жизнь вне нарциссических рамок. Здоровому красивому образованному мужчине работать на кассе в супермаркете не в лом. Потому что "главное, что бы 1 - работать, 2 - нравилась работа, 3 - дома все было хорошо". Иногда мне кажется, что это все, что интересует чехов.
В Литве мне сложно представить, что бы громкие выкрики, прямое и неприкрытое выражение всех своих чувств переживалось окружающими как нечто нормальное. В Литве важно "что люди подумают".
Мне сложно представить испанца или итальянца, который сепарируется от своей родительской семьи. Иногда мне кажется, что это не семьи, это кланы, самая настоящая мафия со своими громкими разборками и санта барбарой.
Мне сложно представить израильтянина, который всегда разговаривает тихо, так, что бы вся округа не была в курсе всех его дел. Да и вообще сложно представить, что израильтяне бывают без отношений. Мне ни разу не удалось пройтись по улице, что бы у меня не случились отношения - смотреть в глаза, прямо выражать свои чувства (а это далеко не всегда улыбка, скажу я вам) - это норма для Израиля.
Ну, и так далее.

В общем, все мои представления о том, "что для людей нормально" рушились в щепки с каждым годом. Но все-таки, благодаря частой смене среды я стала замечать то, что общее для всех людей в контексте нормы. Точнее, это знание, к которому я часто обращаюсь почти каждый день, которое сформировалось, нет, скорее подтвердилось, благодаря сменам среды, где понятия о норме совершенно разные.

Я уверена, что то, что я напишу ниже, вы знаете и без меня. Но почти каждый день я для себя открываю эту Америку последние несколько лет и мне хочется все же об этом написать. До этого я себя все время останавливала идеей о том, что я не хочу быть Капитаном Очевидностью. А сейчас вот решила, что лучше написать, чем нет.

Все происходящее вокруг нас - это норма. Все то дерьмо, которое неизбежно есть в каждой стране и в каждом человеке. Все эти политические шит-хэппенсы - норма. Неидеальные, или даже чудовищно несправедливые родители, которые травмируют своих детей - норма. Предательства, измены, войны, жестокость и прочее говно - норма. Норма не в контексте "это хорошо" тут уместна картинка "да кто я такой, что бы судить об этом",норма в контексте "а с фига ли должно быть по-другому?".

Ведь что такое справедливость?

Вот я часто наблюдаю, как семейные пары спорят, проясняют отношения, дерутся. Если послушать каждого - каждый бьется за свою справедливость. Гнев каждого праведен. И если всмотреться в контексты каждого - он АБСОЛЮТНО прав. Со своей позиции. Но если абстрагироваться от каких-то своих ситуаций и посмотреть на саму идею справедливости, не кажется ли вам странным, что люди устраивают войны, убивают друг друга, отстаивая каждый свою справедливость? Чья-то справедливость справедливее? Или есть одна справедливость на всех, просто одни в белом плаще, а другие не лечатся?

А быть может справедливости нет никакой? И с чего бы она вообще должна быть? Сфига? А быть может идея справедливости - это все про детско-родительские отношения, когда родители говорили "сделаешь уроки - пойдешь гулять", потом "закончишь институт - делайчто хочешь" и т. п.? Когда сформировалась автоматом представление о том, что если я стараюсь что-то делать (то, что Я считаю хорошим (а когда-то значимые люди транслировали, что это хорошо))делаю что-то в отношениях, то я вправе ждать того, что нужно мне?
Например, жена может стараться быть хорошей хозяйкой и не выносить мозг, ожидая взамен, что муж ее никогда не бросит или не будет изменять. А если изменил или бросил, значит козел. Это представление о справедливости со стороны жены.
Муж в свою очередь и так, и сяк ждал эмоциональности и инициативности жены в том, что бы снять с себя тяжелую ношу "ответственности за все в семье" и чувствовать себя на равных (и не нужны ему тридцать три салата, допустим. Его мама деньги делала всю жизнь, в его картине мира любовь женщины может выражаться через инициативность и равное партнерство), не дождавшись, решил восстановить справедливость и нашел себе женщину, с которой ему легко и на равных. Это - его справедливая справедливость.

Мы часто и сами не осознаем какие ожидания вешаем на других, да и вообще на весь мир, который становится как бы БОЛЬШИИИМ таким родителем, которому нужно дать что-то, что бы получить то, что нужно, как было в детстве. И если в среде не случилось схожх процессов и получить желаемое не удалось, то кажется, будто в этом мире много говна и несправедливости. Ибо, если вы находитесь в негласной сделке с миром, то велика вероятность того, что вы со своей стороны свою часть сделки делаете, а мир - увы - не всегда. Ибо окружающая среда - это не мама. Она просто есть вот такая, независимо от того, заключили вы с ней с сделку в своей голове, или нет.

И если смотреть с этого ракурса, то лично для меня здесь открываются следующие взгляды на мир:

Неудачи, войны, кризисы, предательства/обманы/измены и прочие шитхэпэнсы - это абсолютная норма. Ну, то есть абсолютная. Сфигали я много лет в своей жизни думала, что жизнь должна быть легкой и приятной и что однажды, я сделаю чего-нибудь (заработаю денег, перееду в другую страну, встречу мужчину всей своей жизни, найду любимое дело и пр.) и вот тогда заживуууууу! Я ведь действительно думала, что можно достичь этого тепла и покоя, где будет один сплошной хэппиэнд и во всех смыслах экологичность. И это была моя сделка с "хорошей мамой", которую я размазала по всему миру.

Сейчас же мне кажется, что встречать людей, которые умеют быть в близости, умеют замечать и слышать, умеют быть искренними - это БОЛЬШОЙ_ПРИБОЛЬШОЙ подарок судьбы. Это везение невероятное - встретить таких людей.
Периоды, когда нет больших потрясений и ужасов - это не норма, это подарок.
То, что есть что поесть и тепло - это подарок. Ведь многим, многим поколениям наших предков даже и не снилась та жизнь, которой мы сейчас живем. Это не нормально.

Совершенно нормально, если шитхэппенсы разных масштабов происходят нон-стопом. Это не наказание, это мир, в котором мы с вами живем. И здесь нет никакой сделки с Богом (на мой взгляд). Ведь я знаю, что есть люди, на долю которых выпало очень много испытаний. а есть те, кто большую часть жизни прожил относительно спокойно. Есть невинные дети, которые умирают от рака. А есть те, кто упарывается всю жизнь чем попало и доживает чуть ли не до ста лет, успев прожить по принципу "воруй-убивай".

В общем,я хочу сказать, что есть интеллектуальное дроче интеллектуальные концепции об этом мире, а есть просто жизнь. И если снять с себя очки, преломляющий мир под свои интеллектуальные концепции, то знаете что останется? Сплошной дзэн и буддизм. Это звонкое "здесь и сейчас". Куча сил и энергии. Потому что уже не придется тратить силы на борьбу и переживания, что происходящее - несправедливость. Так же, как и дождь или ночь мы часто просто принимаем как данность и адаптируемся к ней, так же и со всеми остальными событиями - без интеллектуальных линз, можно просто без борьбы принять то, что есть, и подстроиться под мир, без попыток его прогнуть под себя. Подстроиться - не значит предать себя. Раскрытие зонта над головой, когда идет дождь - это не предательство себя и мира. Это принятие дождя как данность и забота о том, что бы не сбиться со своего пути.

Таковы мои важности и размышления этим вечером.


Comments

( 8 comments — Leave a comment )
tri_oktavy
Feb. 22nd, 2016 11:18 pm (UTC)
Несправедливость и несовершенство мира это не моя тема, мне повезло, и я могу его принимать безусловно, но любопытно, что у меня прямо сегодня произошел инсайт, очень созвучный вашему - была у терапевта, как-то мы там бодались, взаимодействовали, было и весело, и ступорно иногда, но потом поехала домой, и пришло четкое понимание, что идеальных и совершенных отношений не существует, их не может быть, да и не нужны они. Не, теоретически я об этом могла раньше долго умничать, но именно сегодня вдруг как очки протерла - шит хеппенс в отношениях это норма, люди тупят это норма, понимание приходит сложно это норма, получается молчать в унисон это счастье, тебе кто-то радуется и принимает тебя полностью это божья милость и прочая жизнь удалась. Как-то так :0)

И еще смешное про норму. Неделю назад была на тренировке в клубе, где все работники в тот момент разгребали ЧП - взрослая женщина пришла в веллнесс, выела бутылку водки и отдыхала в купальнике рядом с бассейном :0) Все в шоке, не знаю, чего делать. Вызвали санитаров, те вызвали полицию, сработали четко, посадили пани на каталку, предварительно одев её, и увезли задним ходом. И вот мой тренер всё сокрушался, мол, как же так, есть же какие-то правила, мораль и нормы поведения. Нет, Том, говорю, норма у каждого своя, а в результате получается, что никаких норм не существует - вот как всё есть, так и нормально.
alyaeva
Feb. 22nd, 2016 11:26 pm (UTC)
Да, очень резонирует мне ваш опыт и инсайт :)
sopranita
Feb. 22nd, 2016 11:52 pm (UTC)

Да!!!!!)))))))

duott
Feb. 23rd, 2016 12:26 am (UTC)
Один из тех постов, с которыми сначала хочется поспорить, а потом просто утаскиваешь в копилку
дима ...
Feb. 23rd, 2016 01:27 am (UTC)
вспомнилось
"И если снять с себя очки, преломляющий мир под свои интеллектуальные концепции, то знаете что останется? Сплошной дзэн и буддизм"

"У нас как считается.
Есть страна. Россия. Огромная. Загадочная. Непобедимая. Люблю ее.
Есть Америка. Красивая. Фильмы там снимают. Миллиардеры кругом.
Есть Европа. Там порядок везде. Улицы мылом моют. Театры, музеи, хорошее пиво.
Есть Африка. Там пиздец. От Сомали до Ботсваны. Негры, автоматы Калашникова, малярия, голод, стервятники. Тощие детские ручки.
Есть Азия. Упорные они. Работают по 12 часов в сутки. Вежливые. Плодятся.
Океан есть большой. Там акулы, киты, рифы режут лазурно-голубую гладь.
Была война. Деды воевали. Раньше Пушкин был. Еще раньше - Шекспир. Молодцы они, хорошо писали. Нынешние так не напишут.
Еще раньше греки были, римляне всякие. Персы со своим дурным царем и войском в сто миллиардов человек. И все жуткие, пирсингованные, носы от жажды крови раздувают. И на слонах, на слонах!

А вот есть я. Есть моя работа. Есть мои перспективы на трудовом поприще. Есть моя учеба. Есть мои друзья. Может даже личная жизнь есть.
Есть классная девочка, на которую большие планы. Есть вечер. Есть звездное небо. Есть созвездие Большая Медведица. Можно девочке одной рукой показывать его, а другой за талию держать.

А хотите знать как на самом деле есть? Если уж прям предельно честно. До максимума если выкрутить уровень объективизма?

Есть созвездие Большая Медведица. А больше ничего и нет. И не было никогда. Да и не будет."
gerdema
Feb. 23rd, 2016 05:11 am (UTC)
После прочтения Ваших постов светлеет в голове, как же хорошо, что я на них подписана.
(Anonymous)
Feb. 23rd, 2016 08:00 am (UTC)
Спасибо большое!
Лариса из Таллина
hild_0
Feb. 23rd, 2016 08:01 pm (UTC)
Э... А почему вся эта фигня "так должно быть"? И уж тем более это не "очевидно всем людям" - тут могут быть самые разные мнения.
Можно обозвать это нормой - можно сказать, что это фигня, с которой надо бороться по мере сил.
Или хотя бы не быть такими, не делать так и по мере сил помогать тому, кто влетел.
Потому что это норма такая, то смысл бороться, придумывать лекарства от болезней и способы улучшить чью-то жизнь, стараться не быть мудаком, какая бы ни выпала человеку ситуация.
Да, случиться может что угодно и с кем угодно. Но - я считаю, что не все, что люди делают друг с другом, стоит признавать нормой.
Но я не буддистская, а христианская Кошка.

А справедливость - она в суде (ну, в идеале) и прочих конторах.
( 8 comments — Leave a comment )

Latest Month

March 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com